Благодаря Сергею из Киева, у меня появилась еще одна страница истории семьи.
Ранее для меня искали по Жураховым из Вербово в архиве в Киеве метрики и ревизские сказки, но ничего не нашли.
Но Сергей начал просматривать налоговые документы по евреям Вербово и нашел множество документов о моей семье.
Известная нам история семьи начинается в 1870х.
В деле “Об отчетности о приходе, расходе и наличности сумм вспомогательного коробочного сбора по Сквирской городской управе.” указано: с 1874 по 1878 год с житомирских мещан евреев Шлиомы Дуката и Дувида Жураховского за содержание в с. Вербов питейной аренды и мельницы – 16 руб. Аналогичная информация есть в деле №558: л.169: Шлиома Дукат и Дувид Жураховский – житомирские мещане: за содержание в с. Вербов питейной аренды с мельницей: с 1874 по 1878 год – 16 руб.; с 1878 по 1882 Журахова уже нет, тут содержит только Шлиома Дукат. Раньше 1874 г. Журахова тоже нет.
Скорее всего Давид Жураховский – это Давид Журахов, мой прапрапрадед (с фамилиями тогда обращались довольно вольно. Он был и Жураховым, и Жураховским, и Зураховым).
Итак, в 1874 он переехал из Житомира в Вербово Сквирского уезда и начал спаивать украинский народ.
Следующее упоминание о семье мы встречаем в документе “Об отчетности о приходе и расходе сумм вспомогательного коробочного сбора по еврейским обществам подведомственным Сквирской городской управе.”
Текст – потрясающий образец бюрократического текста.
Набран не полностью – имена не имеющие отночение к семье опущены.
Доклад управы по ходатайству евреев жителей города Сквиры д. Стенка, Струцовки с. Верба, Линок, Волицы, Зарубинской, Кровоаго, Попельни , Великой Чернявки, Дедовщины, Ставищ. и хутора Осикова о сложении с них вспомогательного коробчного сбора. Жители г Сквиры д. Стенка, Струцовки с.Верба, Линок, Волицы, Зарубинской, Кровоаго, Попельни , Великой Чернявки, Дедовщины, Ставищ. и хутора Осикова Хаим Краковский, Волька Бялик и др. В числе 60 человсек, прошениями подаными 7 ноя, 1895г на имя киевского губернатора, 23 окт., 9, 16 и 26 ноя, 30 ноя и 24 дек того же года в киевское губернское правление, 20 ноя 11 дек того же, 1895 года, 15 янв сего года господину Свирскому уездному исправнику и 23 ноя 1985 года, господину приставу третьего стана, сквирскаго уезда жаловались на неправильное привлечение их и их семейств к платежу вспомогательного коробочного сбора за ношение ермолок и еврейской одежды, тогда как никто из них равно и их семейств ермолок и еврейской одежды не носили и не носят,а потому просили распоряжения об освобождения их от уплаты названного сбора. Означенные прошения поданые на имя г-на губернатора и в губернское правление для проверки изложенный в них обстаятельств. Правление 10, 27, и 30 ноя, 14 и 20 дек 1895 года , 8 и 16 янв сего года за номерами … поручало господину сквирскому уездному исправнику с тем что таковая с заключением господина исправника была препроваждена на рассмотрения в сию управу, а постановление управы, какое состоится по сему предмету было объявлено просителям с правом обжаловния. Господин уездный исправник предписание по этому делу губернского правления и прошения поданые на имя его для произвидства по обстаятельствам жалоб, дознания, передавал господину приставу третьего стана сквирского уезда и надзирателю второй части города Сквиры, которые в исполнении поручения представили ему, господину исправнику , произведенные ими дознания. Господинн исправник все эти переписки на распоряжение препроваждая в сию управу просил постановление управы, какое состоится по этому предмету, объявить просителям , причем присовокупил, что так как дознанием выяснено, что жалобщики еврейской одежды и ермолок не носят, и некоторым есть более менее 60 лет, а потому полагает от платежа вспомогательного коробочного сбора освободить. Из представленных дознаний видно, протоколов составленных господином приставом третьего стана сквирского уезда 23 янв, 28ноя, 19 и 22 дек 1895 года, 6, 8, 10, 14 и 15 фев сего года первого составленного 23 янв 1895 г, что пристав допрашивал жителей села Вербово знающих Нухема, Сруля и Аврума Жураховых, о том, носят ли они и их семейства еврейскую одежду и ермолки, которые в числе 5-ти человек показали, что они издавна знают Нухема, Сруля и Аврума Жураховых и они и их семейства ермолок и евреской одежды не носили и не носят
……….
Из дела городской управы значит, что по окладной книге сей управы на записку лиц обложенных вспомогательным коробочный сбором по еврейским обществам сквирского уезда за 1895 г., состоят записанными по селу Вербову Аврум Журахов за ношение ермолки и евреской одежды в 7 руб, его жена Хая Хана за ношение еврейской одежды в 2 рубля, Нухем Журахов и вго жена Шендля тоже, Волька Журахов и его жена Либа тоже, Сруль Журахов в 7 рублей
….Определили: от взыскания вспомогательного коробочного сбора за 1895 года
Аврума Журахова и его жену Хаю Хану, Нухема Журахова и его жену Шендлю,
Волька Журахова и его жену Либу. Сруля Журахова …. освободить …
Моя фамилия Жураховский, мой прадед Жураховский Филимон в начале 20-го века жил в селе Струцовка.
Интересно может у нас общие корни где-то есть.
Очень интересно, а где эта деревня?