Лох Ломонд

Итак, мы приехали специально на Лох Ломонд, чтобы погулять по пророде, поэтому осмотрев за завтраком разные брошюрки местных достопримечательностей, решили от при роды отдохнуть и посетить близлежайшие замок и вискарню. К тому же надо было отметить день рождения Ярона.

Начали мы с замка в городке Думбартон (Dumbarton) неподалеку.
Замок хорош. Этот замок считатся древнейшим на Британских островах. Укрепления тут (на этой большой скале) были еще в железном веке. Тут была крепость бритов, а затем викингов, тут жила несколько месяцев юная Мария Стюарт.
Замок не велик, но красив – и укреплениями, и видом, открывающимся со скалы.
С замка прекрасно видно устье реки Клайд.

После замка мы поехали в вискарню Auchentoshan.
На этот раз на экскурсию пошли все и там можно было пофотографировать.

Виски Auchentoshan отличается от остальных тем, что перегонку производят 3 раза (а не 2 как все остальные виски).
Той же фирме принадлежит и вискарня Bowmore на острове Islay, поэтому в магазине было много видов обоих виски.

Разные сорта виски отличаются не только числом лет в бочке, но и типом бочки.
А например Auchentoshan Three Wood вообще выдерживается 10 лет в одном типе бочек, еще год в другом и еще год в третьем.

Как и в вискарне Талискер нас провели по всем производственным залам и рассказали о процессе.
Интересно, что если они не врут, форма перегонных кубов сильно влияет на тип виски.

Этапы производства виски:
* выдержка;
* купажирование;
* розлив.

Ингредиенты – ячмень, вода, дрожжи, торф.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Получение сусла.

Для получения сусла высушенный солод размельчают для получения солодовой муки крупного помола. Муку (grist) смешивают с горячей водой и выдерживают при регулярном перемешивании 8-12 часов, в результате чего получается солодовое сусло (wort) – сладковатая жидкость бледно-белого цвета и интенсивным солодовым ароматом. После полного растворения муки в воде полученное сусло охлаждают.

Брожение

Для инициации брожения охлажденного солодового сусла в него вносятся разводка специально культивированных чистых культур дрожжей, после чего сусло тщательно перемешивают для равномерного распределения дрожжевой массы по всему объему, и направляют в бродильные резервуары для проведения брожения. Брожение в среднем продолжается в течение 2-3 суток при температуре 35-37oС. В результате брожения получается брага – слабый спиртной напиток, похожий на пиво (wash) крепостью около 5% об.

Перегонка (дистилляция)

Полученную брагу перегоняют два (иногда три) раза в медных перегонных аппаратах (pot still), по форме отдаленно напоминающих реторты. Перегонные кубы и змеевики изготавливаются из меди по нескольким причинам.

Выдержка

Выдержка виски проводится в дубовых бочках. Наиболее подходящими считаются испанские бочки, в которых ранее выдерживался херес. Этот элемент технологии появился в XVIII веке с целью повторного использования бочек, в которых из Испании импортировалось вино, и оказался чрезвычайно удачным.

В конце экскурсии дали попробывать 10 летний Auchentoshan Classic / Bourbon Oak Cask.
Он мне не особо понравился. Я попросил попробывать 12 летний Auchentoshan (это стоило дополнительных 3 фунта) и, после того как и Лена его одобрила, взял себе такую бутылку.

После этого мы поехали в супермаркет за (опять!) супермаркетовской едой на ужин. Там Лена с Андреем провели около часаи , когда мы, злые, их встретили обвиняли друг друга в затягивании времени. Впрочем Ленины рассказы про то как Андрей читал состав каждой колбасы в магазине свучали более убедительно.

Потом нашли ресторан и дали офоциантке купленные в супермаркете торт и свечки. После того, как мы пообедали, она внесла торт со свечками и мы поздравили Ярона.

Фото &copy Лена
После обеда мы поехали на берег Лох Ломонд делать пеший маршрут. Сначала идея была покататься на лодочках, но оказалось, что время уже позднее, после 6 и все лодочки закрыты. Тогда решили погулять. Впрочем желание куда то идти было не у всех. Сначала только я сказал что пойду гулять, а остальные решили отдыхать на скамеечках, потом решили ко мне присоединиться Ярон и Андрей.
Мы и пошли по размеченому маршруту.
Шли по лесу минут 10 и вышли к озеру. Потом тропа пошла обратно вверх и я решил что она идет обратно. Обратно мне не хотелось и мы с Яроном пошли по берегу озера. Андрей пошел наверх и через минут 20 мы встретились, оказывается идея маршрута была – туда идти по верху, а обратно как раз по берегу озера.

Озеро прекрасно.
Чайки, лодочки, лес по берегам. Увидели цаплю. Я остророжно спустился на берег чтобы ее поснимать, а Ярон шепчет – “папа, смотри”. Оборачиваюсь и вижу что я не заметил, а в 2х метрах от меня готовятся ко сну непуганые уточки.

На пляжах палатки, но не много. Люди не теснятся, друг другу не мешают.

Короче рай какой то.

После этого мы пошли устраивать закатную фотосессию на причале, пощелкали с полчаса, но женщины замерзли и мы поехали обратно.

Спать, впрочем, не хотелось и мы , уже в машине решили перед сном заехать в Loch Lomond Shores – какой то развлекательный центр возле озера.

Какие там развлечения мы так и не поняли, но поснимали еще вдоволь – чайки, пароход, закат.