Сначала довольно долгая дорога в Кахетию, через перевал (впрочем не очень высокий).
Первая остановка – город крепость Уджарма.
Уджарма (უჯარმა) – село на дороге Тбилиси-Телави. Около села находятся развалины города и крепости Уджарма – одного из самых древних городов Грузии. Город Уджарма определено существовал еще в 4 веке, когда его посещала Святая Нина. В то время здесь был воздвигнут один из трех первых крестов. Сейчас развалины старинного города находятся чуть в стороне от поселка, надо пройти 4 километра по трассе, обогнуть хребет и тогда справа будут видны бышни.Крепость необитаема, везде можно ходить и все смотреть.
http://travelgeorgia.ru/61/
В крепости церковь. С крепости неплохой вид. Но вообще развалины так себе ..
Едем дальше. Вокруг холмы поросшие лесом. Мило, но не супер.
Спускаемся в Алазанскую долину.
Приезжаем к монастырям – Старая Шуамта и Новая Шуамта (действующий женский монастырь)
Старая и Шовая Шуамта. – Это два монастыря в нескольких километрах от Телави, на тбилисской трассе. Как и все храмы в Кахетии, этот двойной: в V веке построили храм глубоко в лесу, а в XVI веке – новый, на видном месте. Новая Шуамта – это монастырь в паре километров от трассы. Он действующий, там строгие правила, все делается с разрешения обитателей. Атмосферы особенной нет, архитектурных изысков – тоже. Одно время этот монастырь был местом захоронения князей Чавчавадзе.
А вот Старая Шуамта – это монастырь, основанный еще в V веке. Сейчас представляет собой три храма. Первый – трехнефная базилика V века, за ним – храм VII века в стиле Джвари (трудно фотографировать, мешает базилика), и еще один небольшой храм. Говорят, тут останавливалось посольство Бориса Годунова.
Расположен в паре километров от Новой Шуамты, поглубже в лес. Здесь уже все другое: тихо, спокойно, относительно безлюдно, присутствует особая атмосфера. Вокруг – симпатичный горный лес.
Сказать честно, тоже не особо впечатляет.
Алазанская долина – на севере горы (за ними Тушетия) и на юге горы.
Проезжаем Телави и затем аэропорт Телави – из которого летал Мимино.
Следующая остановка – замок Греми
Греми (გრემი) – замок XVI века, популярный туристический объект в Кахетии. Строго говоря, это не замок, а скорее храмовый комплекс, однако в литературе его уже давно называют замком, так что сохраним традиционную классификацию. Греми – визитная карточка Кахетии, брендовая достопримечательность, куда в обязательном порядке возят всех туристов. В масштабах всей Гру
Греми – позднее сооружение. Его возникновение связывают с кахетинским царем Георгием, который, по словам хроники, “Греми превратил в стольный город эр-кахов и построил большой дворец”. Это произошло вскоре после 1471 года. В 1520 царем стал Леван, жена которого (Тинатин) основала монастырь Новая Шуамта. Свадьба Левана и Тинатин так же происходила в Греми. Город занимал в то время очень большую территорию, а в его центре на скале было построено укрепление. В 1565 году на этой же скале был построен Архангельский храм и основан Архангельский монастырь.
Леван умер в 1574 и был похоронен в этом Архангельском храме (а не в монастыре Алаверди, как тогда было принято).
В 1615 году пришла армия шаха Аббаса и сожгла несколько кахетинских городов, в их числе и Греми. Вот так город просуществовал 100 лет и был полностью уничтожен. Архангельский храм и колокольня уцелели и существуют по сей день, и именно это комплекс называют теперь “замок Греми”. Судя по всему, остатки города просматривались еще долгое время и у Брокгауза написано так: “Подле селения развалины древнего города Греми, имевшего около 2 верст в длину и ширину; остатки десяти древних храмов, на стенах которых армянские, грузинские и арабские надписи и орнаменты…”
В последние годы существования города Греми в нем жила великомученица Кетеван. Персы убили ее в 1624 году. С тех пор она как бы считается покровительницей Греми и в Архангельском храме ей совершеются ежедневные молебны.
Архангельский монастырь действовал еще в 40-е года ХХ века, и там жили два русских монаха, но потом коммунисты решили навести порядок и монахов выгнали. В 1999 году монастырь снова ожил
В нем есть не большой музей, можно подняться на башню.
Интересно, но не в жаркий день. И не стоит (IMHO) длинной дороги.
Далее – монастырь Некреси.
Монастырь Некреси. (ნეკრესის სამონასტრო) Некреси – это небольшой симпатичный монастырь высоко на горе над Алазанской равниной. Оригинален тем, что на восточной стороне Долины очень мало чего было построено, а немногое построенное уничтожено лезгинами. Сейчас это только монастырь на горе, раньше тут (под горой) был целый город.
Изначально на этом месте находился древний город Некреси. В VI веке около города появился монастырь, который основал один из ассирийских отцов, Або Некрессский. Поскольку весь регион находился тогда под персидской оккупацией, то монастырское движение испытывало определенные трудности. Трения с зороастрийцами привели к тому, что персы увезли Або Некресского в Мцхету и там казнили. По этой причине тело основателя монастыря похоронено не в Некреси, а в храме Самтавро в Мцхете.
Позже монастырь многократно страдал от нашествий разного рода. Говорят, что во время одного такого нашествия монахи поместили в монастырь стадо свиней (или обложили монастырь тушками?), и мусульмане постеснялись туда заходить. Поэтому в монастыре существует традиция на праздники делать шашлыки только из свинины.
В монастырь нельзя подняться на машине, можно только на их мини автобусе. Большинство приехавших – не туристы, а грузины, паломники.
В миниавтобусе страшно жарко и он медленно-медленно поднимается по серпантину.
Я умудрился дважды случайно стукнуть маленького мальчика, сына одной из паломниц. Лена предложила, когда мы спустились, купить ему шоколадку, но его мама не разрешила – мол мужик, должен стойко преодолевать трудности.
Из монастыря вид на всю Алазанскую долину.
Паломницы делали вид, что русский не знают, но когда возле храма 7 века я предположил, что валяющийся там блестящий винт того же времени, все (включая детей лет 12-13) рассмеялись.
Потом Коба нас отвез на завод вин Киндзмараули.
Там мужик с очень хорошим русским языком провел отличную экскурсию.
Дал попробывать разные вина
Во все страны отправляется одинаковое вино, но для Германии идет простая, дешевая этикетка за 40 центов. А в Россию и Казахстан – красивая за 4 доллара, там это влияет на продажи.
Показал как вино делают, рассказал как выращивают.
Сказал, что много подделок грузинских вин – например покупают в Грузии вино, потом в России чем то разбавляют и всё – готово – грузинское вино.
Говорит, надо следить, чтобы и разлито было в Грузии тоже.
Потом повел в зал где стоит перегонный куб для коньяка и для спирта (только у них , кажется 97%, когда у всех 96% или что то такое).
Мы купили пару бутылок белого Цинандали (из всех вин, которые пробывали мне оно больше всех понравилось), чтобы выпить вечером и бутылку коньяка.
Вино Коба не пил, потому что принципиальный – за рулем нельзя.. Лена тоже почти не пила – потому что была голодная.. Вообще – Лена, как оказалоc,ь в этот день не позавтракала – и поэтому чаcам к 12 захотела еcть.. чаcа в 2 – проcто жрать.. а чаcа в 4 – реально раздумывала, а не грохнутьcя ли ей в обморок.. Тогда-то мы над ней cжалилиcь и купили ей лаваша.
Поехали дальше.
Монастырь Алаверди.
Монастырь Алаверди – творение ассирийских отцов, а именно Иосифа Алавердского, который пришел сюда в середне VI века, построил храм и умер в 570 году, и был похоронен в этом храме, причем могила существует по сей день.
Алавердский собор построил кахетинский царь Квирике III Великий, который унаследовал Кахетию в 1010 году, то есть, в год возведения собора Светицховели, через 7 лет после постройки собора Баграти и через 50 лет после возведения собора в Ошки.
Кахетию почти сразу же завоевал Баграт III, но он умер в 1014 и Кахетия снова добилась независимости. С 1014 года по 1037 Квирике правил Кахетией и это были лучшие года этого края. Именно в этот период и был построен собор Алаверди.
Это была эпоха, когда Кахетия была переферийным государством грузинского мира, зажатым между Тбилиским Халифатом и горцами-аланами, и удивительно, что оно позволило себе проект “Великий кафедрал”, на который решались только крупные царства вроде Тао-Кларджетского или Абхазского.
Дальнейшая история монастыря известна плохо. Он почти сразу стал центром Алавердской епархии, которую возглавлял сперва епископ, а затем архиепископ. В эту епархию входили, помимо прочего, горные области Пшави и Тушети.
Алавердийский храм неоднократно страдал от нашествий и землетрясений. В XV веке царь Александр I восстановил его, но в 1530 собор снова пострадал от землетрясения и нескрлько позже царь Леван снова его восстановил. Около 1700 года храм повредили лезгины. В 1742 произошло еще одно землетрясение и его пришлось снова ремонтировать.
В 1614 году разорительное нашествие шаха Аббаса коснулось Алаверди. Царь Теймураз I бежал в Имерети, а иконы из монастыря увез в Светицховели. Персы переселили на Алванскую равнину племена туркменов, которые превратили монастырь в коровник и тюрьму. В 1659 году произошло Бахтрионское восстание против персов и туркменов, и говорится, что восставшие захватили крепости Бахтриони и Алаверди.
После присоединения Грузии к России и отмены автокефалии грузинской церкви епархию в 1828 году ликвидировали, потом несколько раз восстанавливали в разных формах, в 1917 её восстановили снова, а в 1929 советская власть ее вновь ликвидировала. Так что статус собора в эту эпоху менялся весьма часто.
http://travelgeorgia.ru/407/
Потом поехали в Тианети.
Дорога горная, проселочная, кроме нас за полтора часа видели еще одну машину.
По дороге заехали в потрясающее место – посреди леса и год развалины крепости с церковью. И все это в закатном свете.
И никого на километры вокруг.
Зашли в церковь. Видно, что не заброшена, кто то за ней ухаживает, чисто, есть иконы.
Кветера (კვეტერა) – это такое особенное место в Ахметском районе Кахетии. Обычно под этим названием подразумевают храм X века, однако на этом месте находятся так же остатки крепости, а когда-то тут был целый город, предположительно так и называвшийся – Кветера. Сюда люди забредают нечасто в связи с отсутствием удобного транспорта – Кветера находится в дальнем северном конце Алазанской долины на глуховатой трассе Ахмета-Тианети. Это место можно рекомендовать для пеших трекингов из Ахметы или из Сабуе, где есть хороший гестхауз.
Храм строился в X веке, а об этом периоде в истории Кахетии известно очень мало. Кахетия в те годы была практичеки отрезана от остальных грузинских государств Тбилисским эмиратом. Храмы в том веке строились в основном в Абхазии. Хронологически близок храм в Кумурдо, но Кветера не похож ни на один из своих современников. По плану храм представляет собой тетраконх, но тут есть нюансы. Он не похож на тетраконхи типа Джвари или Атени. Ближе всего он к собору Ниноцминда, который, что интересно, тоже находится в Кахетии
Приехали в Тианети поздно, около 9 вечера, поселились в местной (кажется единственной) гостинице – 40 лари за номер на двоих и пошли искать где поужинать (место для обеда за целый день не нашли, жевали хлеб).
Нашли маленькую лавочку со сладостями и напитками.
Ее хозаева сделали нам хинкали.
Это были самые дешевые и самые вкусные хинкали, которые мы ели в Грузии.
Потом пошли в номер и начали с Коби пить вино.
Опять пошли все его тосты в правильном порядке – за Верховного Бога, за Архангелов, за Георгия Победоносца, а потом вольная программа – родители, дети, умершие, живые, грузинский патриарх, мир, здоровье и т.д.
Короче, если не считать двух дней дороги в Сванетию и из Сванетии это был самый неинтересный день.
Мое мнение, что все эти красоты, и даже прекрасный храм Кветера, красивый Алаверди и экскурсия на винзавод не оправдывают потерянного дня, особенно в летнюю жару.