Грузия 2014, день 5. Хевсуретия: треккинг к Абуделаурским озерам. Перевал Медвежий Крест

Грузия 2014, Оглавление

Утром, собрались выехать пораньше, но оказалось,что та лавочка, которой перед этим ели хинкали закрыта. И вообще все закрыто. Коба пошел искать где бы что поесть – но тут на наше счастье открылась эта лавочка. Нас покормили “острым супом” – что-то типа жаркого только бульона побольше. Пока ели – увиели ,что жители идут куда-то с метлами и граблями – Коба сказал, что они по субботам убирают город.

Выехали в направлении Хевсуретии.

Ехали мы по восточному берегу Жинвальского водохранилища на север, потом дальше в горы, на северо восток.

Дорога иногда была асфальтовой, иногда проселочной.

Коба сказал, что в эти дни в Хевсуретии проходит в горах праздник.
Люди поднимаются высоко на гору к святилищу, там священник читает молитву, но не стандартную, а местную, с упоминанием местных героев (как признал Коба, христианство чем выше в горы, тем больше смешано с древними языческими традициями), а потом спускаются в селение пить и гулять. Во время гуляний тоже есть много местных обрядов (вроде украсть чьи то вещи и спрятать). Брат Кобы со всеми своими 5ю детьми поехал на этот праздник, но мы на него не успевали.

Зато, по словам Кобы, мы можем успеть на праздник в память грузинского поэта Ваша Пшавела в деревне Чаргали. Мы заехали в Чаргали, но праздника не было – нам сказали, что он будет завтра. Мы же посетили дом музей Ваша Пшавела – небольшой сельский дом с деталями сельского быта конца 19-начала 20 века.

Поехали дальше. Асфальт закончился.

Доехали до деревни Корша. Всё. Автобусы дальше не ходят. Дальше – только маршрутки, да и те не регулярно – когда наберётся полная машина и только летом и ранней осенью.
В Корше посмотрели хевсурский этнографический музей – предметы быта, хевсурская одежда.

Едем дальше по глубокому ущелью.

Коба показывает нам туннели – в советское время начали делать жд туннели в Чечню, но не успели. Так и стоят заброшенные. По словам Кобы тут много таких доделанных и не доделанных, но одинаково заброшенных советских индустриальных объектов. Когда нибудь, я думаю, кто нибудь сделает там ресторан или гостиницу.

Начинаем подниматься к деревне Рошка. Подъем по серпантину из глубокого ущелья, 7 км, занимает час. Дорога – ямы и камни.

По дороге с трудом объезжаем застрявший микроавтобус с грузинскими студентами.

В Рошке несколько машин и микроавтобусов стоят возле начала маршрута – видно, что место популярное. Рядом стоят палатки.
Как сказал Коба, к деревне не идут электрические провода – у них тут маленькая своя гидроэлектростанция.
Большая часть обитателей деревни покидает ее зимой, но несколько семей остаются – следить за хозяйством.

Вышли на тропу к Абуделаурским озерам. Сразу увидели, что ландшафт отличается от района Джуты – много крупных камней. Красиво. Над горами висят тучи.

Тропа идет все время вверх. Не очень тяжело, но высокий темп поддерживать тяжело. Из за растертых ног Лена идет не в ботинках, а в кроссовках.

По дороге разговорились с грузинской семьей. Оказалось, что мы идем к той же самой горе Чаухи, к котоорй ходили вчера из Джуты, но с другой стороны. А я не знал!
Более того, есть двухдневнй маршрут из Джуты в Рошку через перевал. Т.е. мы и так бОльшую часть его за два дня проходим.
Если бы я знал об этом заранее, и если бы как то решили проблемы с логистикой (где взять палатку на 1 день?), надо было бы попадать из района Казбеги в Хевсуретию именно так!

Доходим до озер. Первое маленькое, проходим дальше и видим следуещее – синее озеро с фантастическими отражениями в нем гор. Чаухи, ледник, облака.

Возле озера уйма грузинской молодежи.

Вскоре большая группа этой молодежи снимается с места и идет по тропе дальше. На перевал?
Как потом оказалось- там дальше было еще одно озеро – Белое, но мы об этом не знали 🙁

Мы же отдыхаем от быстрого подъема, перекусываем, фотографируемся.

Через полчаса выдвигаемся обратно. Лена умудряется подвернуть ногу на полпути и обратно идем не быстро.
Всего путь туда/обратно занял 5 часов (если бы не нога, было бы чуть больше 4х).

Уже возвращаясь встретили на тропе тех самых студентов из застрявшего микроавтобуса. Потом, Коба нам рассказал, что у автобуса порвались резинки на которых висит двигатель и водитель привязал его веревками. Пока студенты будут туда-сюда бегать – с другими водителями починят.

Едем обратно на трассу. По дороге встречаем мужиков на первых жигулях (“копейка”).
Они поехали по этой дороге на какой то праздник. Раньше тут не были и не знали что за дорога. Застряли безнадежно – у них тоже порвались резинки, на которых висел двигатель. Вообще на машине (1975 года!) подвязано веревочками или склеено изолентой вообще всё. Мы помогаем им оттащить машину с дороги, чтобы не мешала проехать.
Мужики жалуются мне на экономическую ситуацию в Грузии.
Рассказываем что мы из Израиля. Они говорят, что осведомлены, что мы сейчас воюем. При прощании желают нам мира и, в благодарность за помощь, каждый РАСЦЕЛОВЫВАЕТ меня и Кобу.

Едем дальше. Это нижняя Хевсуретия, до перевала. Поднимаемся на перевал, едем медленно – километров 20 в час. Постепенно лес на холмах уступает место потрясающим зеленым холмам. И всё это на фоне невероятного заката.
Я пытаюсь фотографировать, но, очевидно, что передать эту красоту невозможно.

Я думаю, что этот подъем на перевал Медвежий Крест был одни из самых потрясаюших моментов за всю поездку. Это было невероятно красиво.

Останавливаемся на перевале (высота 2800м). По одну сторону перевала – зеленые холмы и закат, по другую – густой туман.
Лена из машины так и не вылезла (ей холодно было), я же стоял как зачарованый.

Постояли минут 10 и начали спускаться.
Спустились ниже облаков и открылись такие же зеленые холмы, спустились ниже- там лес, скалы, горная река.

Ехали от Рошки часа 5, наверное, при том, что это 50 км.

По дороге Коба решил половить рыбу. Остановились под сторожевой башне возле реки и он закидывал сеть – специальная сеть с грузиками внизу – ее как то очень сложно бросать.

Ничего не поймал и поехали дальше.

Приехали в Шатили уже в темноте.

Поселились в гестхаусе (50 лари за человека, включая завтрак и ужин, душ и туалет не в номере), искупались и поужинали.
На ужин нам хозайка приготовила (прямо при нас) хинкали, чижи-быжи, стандартный салат (помидоры, петрушка, лук), еще что то, и взяли у нее пол литра чачи (литр – 10 лари).

Лена вскоре пошла спать, а мы с Кобой пили чачу и беседовали о перспективах бизнеса.
По его словам в Грузии дикие проценты на ссуды (15-20%%), так что открыть гестхауз или ресторан или еще что то, можно только на свои деньги, которых не хвататет на это.
Я ему советовал нанимать водителей – таких, которые в отличие от Кобы не умеют себе искать заграничных клиентов.

Сейчас, разбирая фотографии и вспоминая поездку, я думаю, что это был самый лучший день в Грузии.
А перевал Медвежий Крест мне запомнился гораздо больше иных, даже более впечатляющих мест.