День 10. Госайнкунда (Gosainkunda) 4420 м – Гоптэ (Gopte) 3400 м

Фото Саши

Непал. Оглавление

Прим сказал, что нужно выйти как можно раньше, так как ближе к обеду на перевале может подняться сильный ветер. Поэтому встали примерно в полшестого и через час без сожаления уже покинули холодный и не очень гостеприимный лодж Peaceful Lake на озере Госайнкунда.
Несколько прощальных кадров рассвета над озерами.

Шли по хрустящему белому снегу. Там, где тропа вчера подтаяла, замерзла ледяная корка, и идти нужно было осторожно. Погода была ясная и безветренная, так что холодно не было. По дороге наверх к перевалу прошли мимо нескольких горных озер, которые входят в систему озер Госайнкунды. Озера, расположенные выше, были покрыты льдом.

Сначала устроили фотосессию голыми с флагом на снегу, а потом еще одну на высшей точке перевала – 4600. Чувствовалось, что мы акклиматизировались полностью – идти было не тяжело, даже кончики пальцев не немели, как в Лантанге на меньшей высоте.

Фото Паши

Фото Славика

С перевала открывалась следующая долина – её южный, зеленый склон, а вдали, немного ниже нас накапливались облака.

Фото Саши

На спуске с перевала достаточно быстро вышли из зоны снегов и с каждым шагом вокруг становилось все больше зелени. Мы обратили внимание, что с этой, южной, стороны склона природа немного другая и растения появляются на гораздо большей высоте, чем на северных склонах, по которым мы шли до этого. Достаточно скоро потеплело и пришлось снимать с себя лишнюю одежду. Было удивительно, что за такое короткое время мы попали совершенно в другой климат. Только что шли по снегу в теплых куртках и в шапках, а через каких-то пару часов пришлось раздеваться до футболок.

Очень интересно было следить за ручейками, которые сливались в большие ручейки, а потом в небольшую речушку.

На спуске возникла интересная дискуссия – почему в Непале принято на треке строить лоджи, а рюкзаки таскать на плечах портеров, а в Перу принято на треке жить в палатках,а рюкзаки таскать на ослах.
Славик предположил, что это связано с разной культурой путешествий в Англии и Испании.

На обед остановились в местечке под названием Phedi. Печальной достопримечательностью этой деревеньки является то, что в 1992 г. неподалеку разбился пассажирский самолет Thai Airlines. Об этом свидетельствуют искореженные металлические обломки, лежащие на камне рядом с домиком, и табличка с информацией о катастрофе, висящая на входе в лодж.
За обедом, на обеденном же столе нам позировал симпатичный ребенок.

По нашим расчетам мы должны были все время идти вниз. Но почему-то после Phedi часа два шли в основном вверх. По данным GPS трекера в этот день разница между максимальной и минимальной высотой – 4655 м на перевале и 3415 м в Гоптэ – была 1240 м, при этом мы с учетом всех подъемов и спусков прошли вверх 544 м и вниз 1568 м.

Облака, которые мы видели с перевала, быстро шли нам на встречу и вскоре мы оказались внутри этих самых облаков. Очень странно в этом тумане выглядели странные здания без крыш. Как нам объяснил Прим, эти здания использовались строителями, которые ремонтировали тропу после землетрясения.

Фото Вити

Фото Паши

В Гоптэ нас по традиции встретили белорусы с распущенными и влажными после купания волосами, всех нас обняли и расцеловали. Приятно смущенные такой теплой встречей, мы со стыдом осознали, что сами-то не мылись уже давно, так как в лодже на озере было так холодно, что не возникало и мысли о купании.

На вопрос о душе хозяйка указала на бак с теплой водой, нагретой солнцем, ведерко с ковшиком и место за углом лоджа. Пользуясь тем, что еще вовсю светило солнце и было тепло, мы по очереди помылись, поливая себя водой из ведерка и с трудом удерживаясь от падения на скользкой земле. Даже умудрились немного постирать.

“Я сначала окатил себя водой из ковшика, затем намылил все тело, в том числе и под трусами. Когда мы вымылись и вытерлись полотенцами, Прабакер показал мне, как надеть набедренную повязку поверх мокрых трусов. Повязка представляла собой большой кусок ткани наподобие индонезийского саронга, который обвязывался вокруг талии и свисал до пят. Прикрывшись таким образом, я снял мокрые трусы и надел вместо них сухие. Именно так, сказал Прабакер, следует принимать ванну, не оскорбляя соседских глаз.” Шантарам, Грегори Дэвид Робертс

После купания нас ожидал приятный сюрприз. Паша разрешил выпить пива, так как мы уже были достаточно близко к цивилизации и не могли нанести несданной стеклотарой большого вреда хрупкой горной экологии. Кроме того мы обратили внимание, что пустые бутылки хозяева не бросают с обрыва, а строят из них красивый заборчик вокруг дома. Холодное пиво после долгого перехода пришлось как нельзя кстати! Надо сказать, что пиво в горах относится к предметам роскоши. Стоимость бутылки 650 мл (да в Непале принят за стандарт такой приятный объем) на этой высоте была около 5 долларов, а в Госайнкунде все 7.5-8$. Столько же, а то и меньше стоит порция еды.

На стене кают-компании неожиданно обнаружилась настоящая гитара. После короткой ожесточенной борьбы Славе удалось настроить ее до удовлетворительного звучания и наша израильско-российско-белорусская компания опять взялась за свое.

Швейцарцы, резавшиеся в карты за соседним столом, с опаской поглядывали на нас, а их проводник грубо прервал одну из песен на самом пронзительном месте – мы видите ли мешаем ему проводить инструктаж по поводу завтрашнего дня. Как будто нельзя было дать нам допеть песню!..

“У каждого была фляга с водой на себя и лошадей, но все понимали, что это неприкосновенный запас, который следует расходовать крайне экономно. Нередко случалось, что мы выпивали не больше стакана воды в день и съедали маленький кусочек лепёшки. Отправляясь в это путешествие, я был вегетарианцем, хотя и не фанатичным, годами придерживался фруктово-овощной диеты, когда имел такую возможность. Через три недели похода, потаскав лошадей через горы и холодные, как лёд, реки, весь трясясь от голода, я набросился на предложенное нам разбойниками полупропечённое мясо ягнят и козлов, отдирая его зубами от костей.” Шантарам, Грегори Дэвид Робертс

К сожалению последнее белорусское сало, Аликов австрийский хамон и Витино сырокопченое мясо мы прикончили во время пикника на Госайнкунде. Пиво, конечно, само по себе шло неплохо, но чего-то не хватало. Алик с хитрой улыбкой ушел в комнату и с победным видом вернулся с огромной свиной лопаткой – хамоном, который он купил в какой-то испанской деревушке. Он говорил нам про этот неприкосновенный запас, но все уже забыли об этом. Особое впечатление лопатка произвела на наших портеров. Они никак не могли поверить, что тащили ее на себе почти весь поход. Алик вооружился своим острющим (почти все умудрились им порезаться за время похода) японским ножом и стал умело разделывать лопатку. Сначала пришлось срезать все сало, которое прогоркло и в пищу не годилось. После этого от лопатки осталась едва половина. Немного сала Алик отдал местной собачонке, в которой проглядывало что-то от шпица. Остатки передал хозяевам для собаки, но строго предупредил, чтобы сразу все не скармливали. Избавившись от сала, Алик нарезал хамон тонкой соломкой, которая таяла во рту. С такой закуской пришлось, на радость хозяевам, заказывать еще не одну бутылку пива. После тщательной обрезки осталась большущая кость с остатками мяса, которая тоже была пожертвована хозяевам. Несмотря на большой процент отходов, деликатеса хватило на всех, включая угощение хозяев лоджа, портеров и корейца, проходившего мимо и заинтересовавшегося, что мы такое едим. Швейцарцам мы ничего не предлагали, так как они не оценили наше пение и своим сыром тоже нас не угощали.
Спали в тепле и комфорте. Правда Витя улегшись в кровать обнаружил, что матрас был значительно шире той скамьи, которую он прикрывал, и ночью, переворачиваясь с боку на бок, пару раз чуть не свалился на пол.