Трек, перевал Пачакутес

Умываюсь ледяной водой в умывальнике возле школьного барака, возвращаюсь к палатке, и вижу, что нам для умывания принесли тазики с теплой водой. Лена умывается теплой.
Завтракаем. Интересуемся у Хорхе, как насчет питьевой воды? Он отвечает – не волнуйтесь. И точно. После завтрака мы видим, как повар набирает воду в речке, кипятит ее и, еще теплую, несет нам. Влили Лене в рюкзак (в hydration pack – мешочек такой в рюкзаке, с трубочкой наружу).
Река течет, но свосем маленьке ручейки и лужи замерзли – сплошной лед. Собираем вещи и выходим. Идем тепло одетые. Проходим мимо отдельно стоящего дома, видим детей и Лена предлагает одарить их тетрадками и карандашами. Дети и их мама испанского не знают, Хорхе очень плохо знает кечоа – язым индейцев Анд. Подходит отец семейства. Он знает испанский. Хорхе распрашивает его о жизни и переводит нам. Высоко (метров 150) на склоне ущелья распаханный участок – там они выращивают картошку. Почему так далеко? – из за ротационной системы – после того, как на каком то участке что то росло, земля 7-10 лет должна отдыхать. Через дверь видим, что обстановки в доме никакой. Понятно ни электричества, ни водопровода. одна из девочек босая и все они ужасно грязные.

Идем дальше. Дорога идет вверх, но полого. Останавливаемся только, чтобы снять что то из одежды. Ночевка была на 3900м, цель на сегодня – перевал на 4700. Выходим на еще одну больщую открытую долину. Та же речка, только тут она поменьше (т.к. мы идем вверх по течению), со всех сторон в нее впадают много ручейков . Некоторые из них покрыты льдом. Видим наш перевал.

Перед началом резкого подъема вверх еще видны домики относящиеся к той же комьюнити (как сказал Хорхе, все что в бассейне одной реки – одна комьюнити (как сказать по русски? «община»?)). Встречаем пару мальчшек, даем им конфеты, а я их фотографрую.

Начинаем подъем. тропа крутой змейкой идет наверх. Вскоре Лена опять начинает задыхаться и мы идем с остановками. Нас вскоре обгоняют английские студенты. Потом нас обгоняют наши лошади с палатками, едой, кухней и рюкзаками. Идем вверх очень медленно. Остановки делаем все чаще и все дольше. Лене очень тяжело идти – не может дышать, а у меня начинает немного побаливать голова.

Нас обгоняет местный мужик с овцой. Садимся передохнуть вместе с ним. он рассказывает Хорхе, что в комьюнити … купил овцу и ведет ее к себе чтобы забить. Делимся с ниим листьями коки. Хорхе объясняет, что и них такой обычай – если встретились на тропе – угощают друг друга листьями коки, обмениваются новостями и идут дальше. Коку тут жуют все, но она дорогая – растет только в джунглях на севере страны.

Идем дальше, остановки делаем уже каждую минуту. Внизу 2 темнозеленых озера. Очень красиво.

Встречаем девочку, она сидит на холмике и печет в кизяке (так кажется называтся сухое дерьмо домашних животных) карттошку. Звать ее Олимпией. Ей 8 лет. Выглядит на 5 лет. Она плохо знает испанский, а Хорхе плохо знает кечоа. Удается выяснить, что родители пасут кого то там, а вот ходит ли она в школу не выяснили, вопрос она не поняла. Дарим ей выданныый нам перекус (мандарина, шоколадка), я ее фотографирую и мы ползем дальше.

Остановки все чаще, и последние 200 метров до перевала мы делаем минут за 15.
Перевал. Вместо положенных 4 часов, мы зашли на него за 5 с небольшим. Камень на перевале говорит о том, что за это время мы прошли 4 км (от комьюнити …).
Красота необыкновенная. 2 снежных вершины, ледники, каждая из вершин относится к другому бассейну и дает воду другой долине.
Отдыхаем минут 10. Я в полном порядке – у меня есть силы еще вбежать на 5 метровый холмик, с которого открывается лучше вид.

Начинаем идти дальше. Сначала дорога идет полого, потом начинается очень резкий спуск змейкой в долину. Лене идти вниз легче и идем без остановок. Очень интересно смотреть на долину. Видно как маленькие ручейки сливаются, образуя реку. Много водопадов, много ручейков пересекают нашу тропу. Спускаемся к 2м синим небольшим озерам, между которыми наш ланч сайт.

Покушали, и пошли дальше. Дорога полого идет вниз. Повторюсь, но очень интересно видеть с высоты как ручейки сливаются в реку. Долина закончилась ступенькой, подойдя к которой речушка превратилась в красивейший водопад. Мы вышли к деревне, комьюнити Куйшуарани.

У них, в отличие от КанчаКанча, есть электричество. Они ближе к цивилизации. Когда мы подошли к месту где нам ставили палатку, местные девчушки быстро прибежали и устроили минибазар. У них мы купили для Лены перчатки, а мелким детям мы дали по конфетам. Палатки ставили там, где кроме деревенских альпак, лам и овец, пасутся обычно еще и лошади тургрупп. Поэтому дерьма там гораздо больше, чем в других местах вокруг. Но на лошадиное дерьмо мы перестали обращать еще в первый день. Если оно не свежее, то и вступить не страшно, о то, что куча возле входа в палатку уже не волнует.
Перед ужином вдруг в палатку постучался Хорхе и сказал, что нужна помощь. оказалось у одного из местных фермеров заболел сын и нельзя ли дать ему какую то таблетку (он уже знал, что Лена – медсестра). Лена, конечно же сказала, что не может дать таблетку не посмотрев ребенка и мы пошли. Идти долго, на край деревни. Я не одел флиз и замерз. Хорхе это заметил и попросил у фермера пончо которое тот нес в руках. Я одел, стало теплее, но от вони я чуть не сблевал.
Пришли.
Трудно описать это жилище.
Каменный дом. Именно камни а не кирпичи, как в деревнях возле Куско. Одна комната, где то 4 на 8 метров. Лампочка, на подоконнике разбитый магнитофон. Крыша из веток, листья которых свисают вниз. Верне это уже не листья и ветки. Такими они были лет 10, может 20 назад. С тех пор копоть и пыль их превратили в свисающие в большом количестве комки грязи. Кровать, что то вроде этажерки с кастрюлями, пустыми или с 2-3мя початками кукурузы (вернее маиса) или с сухими стручками бобов. Скамейка. По полу бегают те самые морские свинки, они же guinea pig, они же куй (позднее гид а Арекипе,в монастыре сказала, что их так называют, потому что когда они голодные, они кричат «куй! куй!». На полу закрытый (не помню как именно) очаг. На очаге (не дыма, ни огня не видно, там рорячие угли) чайник и какая то вареная картошка. Посреди комнаты, на уровне глаз, висит небольшой мешок с мясными объедками.
Вонь и грязь. Лена начала проверять ребенка. Ребенок в грязных одеждах и в соплях сидит на руках у матери. Ему 2 года. Еще один, младше, спит на кровати (его не видно под одеялами) и девочка лет 8, все время кашляящая, сидит на лавке. Спросили какой вес ребенка чтобы знать дозировку парацетамола. Родители не были уверены 10 или 14 кило, отец принес весы, такие, знаете пружинка и крючок, замотал ребенка в простыню и подвесил. Оказалось 10. Я нарезал ножом таблетки акамола на 3 части и Лена дала кусочки отцу, чтобы тот давал каждые 4 часа (резал я на лавке, вставая задел лицом тот мешочек с объедками. Чуть не сблевал). У ребенка был вздутый живот и Лена попросила перевести родителям, что даже если от парацетамола ребенку будет лучше, надо обязательно отвести ребенкак врачу. Мы не были уверены, что они это сделяют. На прощанье Лена еще дала детям антигистамин, чтпбы не кашляли. Уходили с тяжелым чуством.
За ужином я сказал Хорхе, что у нас билеты на поезд на 14:55 из Оллантайтамбо. Он сказал, что это очень рано и предложил завтра закончить трек, сделать за 1 день норму 2х. Он предложил 2 варианта – или пройти намеченный перевал и за один день дойти до на горячих источников в Ларес, или тоже самое, но по легкой дороге без перевала.
Я посмотрел на Лену – она смело сказала – конечно будем делать перевал.
Ночью опять сильно мерзли.