На второй день в Камбодже утром с нашим таксистом мы поехали в Ангкор.
Путешествие начали со входа в Ангкор Том, пройдя через его ворота в храм Байон.
Позволю себе ничего не сочонять, а процитировать Википедию и еще парочки сайтов вперемежку с фотографиями
Ангкор — столичный район Кхмерской империи IX—XV вв., где сохранились Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом — выдающиеся памятники средневекового искусства кхмеров.
Карта Ангкора. Взято с http://www.canbypublications.com/
До нашего времени Ангкор дошел не совсем как город, а скорее город-храм. Во времена Кхмерской империи жилые и общественные здания строились из дерева, которое быстро разрушается под воздействием жаркого и влажного тропического климата. При возведении храмов чаще всего использовался камень-песчаник. Крепостные стены были выложены из туфа. Этим и объясняется относительно хорошая сохранность культовых и фортификационных сооружений при полном отсутствии жилой застройки. Однако в период расцвета империи в одном только Ангкор Томе жило более миллиона человек, что больше любого европейского города того времени.
Вход а Ангкор Том. Помните сиськи Анжелины Джули Лару Крофт?
Размеры комплекса Ангкор поражают воображение: он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг. Он расположен на берегу озера Тонлесап приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи Пномпеня.
Храм на входе в Ангкор Том. Коридоры и переходы
Храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. Каменные блоки в них сцеплены по принципу замка. Поэтому, обычно применяется следующий способ их реставрации: сначала строение очищают от растительности. Это очень трудоемкий процесс, так как корни деревьев вросли и переплелись с камнями. На удаление одного большого дерева уходит в среднем четыре месяца. Беспорядочно валяющиеся обрушившиеся блоки разбирают и фотографируют. Также частично разбирают и остатки еще стоящих стен. Полученную таким образом информацию обрабатывают при помощи специальных компьютерных программ. Компьютер по форме вырезанных на блоках «замков» и фрагментов резьбы воссоздает изначальное взаимное положение этих блоков. Потом сооружение заново собирают из оригинальных блоков и новых, изготовленных взамен утраченных из такого же песчаника. Пример успешно законченной реставрации такого рода — одна из библиотек на территории Ангкор Вата (выполнена японскими специалистами). В настоящее время самые объемные реставрационные работы ведутся на огромном храме Бопхун.
Байон – храм с лицами.
Французский натуралист Анри Муо, в 1861 году открывший Ангкор после четырех столетий забвения, так писал в своем сообщении: «Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира». Возможно, его посетило какое-то предчувствие: спустя несколько месяцев Муо, до приезда сюда несколько лет работавший учителем в России, заболел малярией и, промучившись двадцать дней, умер.
Строительство этого грандиозного храмового комплекса продолжалось в течение четырех столетий. Его начал основатель Ангкорской династии принц Джайяварман II в 802 г., а последние храмовые комплексы были возведены королем Джайяварманом VII в XII в. После его смерти в 1218 г. строительство прекратилось. Строители Ангкора закончили свой многовековой проект. По другой версии, в Кхмерской Империи просто закончились месторождения камня-песчаника. Интересно, что все преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким способом, что его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился пятибашенный храм, символизирующий гору Меру, центр мира. В результате Ангкор-Ват превратился в целый комплекс храмов.
Интересно, что этот загадочный город является своеобразным «памятником Времени». Главный храм комплекса, Ангкор-Ват, был воздвигнут Сурьяварманом II (1113—1150 гг.). Это одно из крупнейших сооружений в мировом зодчестве. Он занимает территорию большую, чем Ватикан. Но самое удивительное здесь — дороги. Протяженность их отрезков отражает длительность четырех юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) — Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги. Их продолжительность соответственно — 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. А в Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата.
Ангкор-Тхом, столица Кхмерской Империи в XII — 1-й пол. XV вв. Построен в 1177 году, в правление Джаявармана VII на месте разрушенной в результате войны с Чампой прежней столицы — Яшодхарапуры.
В 1181 г. Ангкор разграбили тямы, и тогда король Джайяварман VII (1181-1210) велел построить квадратную крепость Ангкор-Тхом. Она окружена мощной стеной (толщина 8 м, высота б м), и попасть внутрь можно по насыпям, ведущим к пяти одинаковым по конструкции воротам шириной 3,5 м (с юга, запада, севера и двое с востока). Над воротами возвышаются башни (23 м), украшенные неизвестными ликами (вероятнее всего. Брамы).
Внутри каждого храма много монахов разных полов. Обычно они сидят в переходах, рядом со статуей Будды в оражжевых одеждах и с палочками благовоний
В самом центре Ангкор-Тхома Джайяварман VII построил храм Байон. Издалека он похож на причудливое нагромождение огромных камней, но по мере приближения видно, что это трехуровневое здание (основание 140 х 160 м). Внешние стены украшены барельефами общей длиной 1200 м. На барельефах изображены 11 тыс. фигур. Среди них мифические персонажи, но в основном это сценки из обыденной жизни Древней Камбоджи, в том числе петушиные бои и тайский бокс.
В 1431 г. город был взят тайцами. Несмотря на то, что вскоре Понья Яту при поддержке населения удалось полностью очистить Ангкор (а затем и страну) от остатков тайских войск, в 1434 г. столица была перенесена в Пномпень. Тем не менее, достаточно укреплённый, Ангкор стал основной крепостью страны на западе и остался религиозным центром государств
Байон соперничает по популярности с Ангкор Ваттом, хотя оба храма абсолютно не похожи друг на друга по своим целям, архитектуре и художественным оформлениям. Храм является синтезом различных стилей ангкорской архитектуры и до сих пор является одним из самых загадочных храмов этой группы. Его символика и переполнение барельефами и скульптурами наряду с невероятно большими объемными лицами вносят неясность при определении времени его постройки. Непосредственно Байон был построен спустя почти 100 лет после Ангкор Вата, в то время как его основная структура, на которой он построен, существовала задолго до его возведения.
Более 200 больших лиц, вырезанных на 54 башнях, придают храму величественный характер и привлекают туристов со всего мира. В зависимости от освещения эти лица могут иронично улыбаться или наводить ужас. Эти лица отражают известную улыбку Ангкора. Общепринято, что четыре лица на каждой из башен, образы короля Джаярвармана VII, которые показывают его вездесущность. Помимо архитектуры и улыбающихся лиц, несомненно, притягивают внимание барельефы, представленные и во внутренних, и во внешних галереях. Сцены, изображенные во внешней галерее уникальны, поскольку они изображают картины ежедневной жизни.
Терасса слонов