Утро в Ушгули.
Потрясающий вид на церковь и Шхару из окна гестхауса.
Завтракаем и выезжаем.
Едем в Тбилиси, но по интересной дороге – из Ушгули в Нижнюю Сванетию, в Лентехи.
Дорога очень красивая. Сначала зеленые холмы, потом показываются и снежные вершины.
Места потрясающие и в одном месте мы остановились и прогулялись немного.
Потом дорога стала намного хуже. Ямы. Большие камни.
Ехать стали очень медленно.
В одном из колес начало стучать и остановились на полчаса – снимали колеса, искали в чем дело.
Поехали дальше. Медленно. Долго вообще деревень не было. Потом начали появляться.
Нижняя Сванетия, башень почти нет.
Ехать до ближайшего районного центра – часы.
Некоторые деревни выглядели сильно заброшенными, некоторые вполне ухоженными.
До Лентехи 70 км, ехали сколько? Часа 4-5.
Такая дорога.
На каком то этапе появилась асфальтовая дорога. Коба сказал, что еще недавно асфальт заканчивался раньше, т.е. потихоньку туда приходит цивилизация.
Дальше – на Кутаиси.
В Кутаиси покушали, дальше опять загруженная дорога с одной полосой и дикие обгоны по встречке.
Приехали в Тбилиси вечером совершенно измученные. Коба – вообще еле живой.
Сколько заняла дорога? Часов 11, наверное.
Хороший вопрос – как лучше ехать из Ушгули в Тбилиси?
Мне кажется, что через Местию это часа на два меньше будет.
Дорога через Лентехи, конечно, красива, но, на мой взгляд, не оправдывает этой жуткой тряски.
С другой стороны – дорогу через Местию ведь все и так видят по дороге в Ушгули, да и на Нижнюю Сванетию интересно взглянуть.
Не знаю, короче.
В Тбилиси заселились в тот же гестхаус, и пошли в серные бани.
Теплые сернистые источники сыграли очень важную роль в выборе места для постройки Тбилиси. Даже свое название город получил от слова «тбили» (или устаревшее «тфили»), что означает «теплый». Теплые (температура выходной воды достигает 37°[1]) источники в этом месте всегда служили местом купания для жителей. В дальнейшем место было благоустроено и застроено отдельными банями. Сформированный комплекс обустроенных бань существовал по крайней мере во время разрушительного набега на Тбилиси Ага Мухаммед-хана в 1795 году, хотя существуют свидетельства наличия отдельных благоустроенных бань, датируемых еще XVI веком. За время существования города бани разрушались, отстраивались и перестраивались заново много раз, так же как много раз были изменены и переименованы отдельные бани. Переименования были связаны, в основном, со сменой владельцев.
Старейшей баней считается Ираклиевская, известная по крайней мере с XVI века. Также к старейшим баням относятся Бебутовская, Казенная и Сумбатовская (все — начало XVII века).
Бани выполняли в городе не только функцию места, где можно помыться. Они были своего рода клубами для жителей и гостей города. Бани были открыты круглые сутки, причем часто входная плата не ограничивала времени пребывания в бане. Бани были местом где люди мылись, брились, отдыхали, общались, решали деловые вопросы, организовывали обеды, пили, похмелялись и даже устраивали смотрины. В художественных произведениях баня описывается как способ традиционного для Тбилиси проведения досуга.
Банные дни, как правило, чередовались: мужские и женские.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%82%D1%83%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B8
Итак, в Тбилиси есть сернистые источники. Их довольно много. На плато Ницубидзе в советское время эту воду направляли прямо в квартиры, и обходились без котельных. Кое-где эта система еще осталась. А первые родники были обнаружены в долине речки, протекающей сейчас через Ботанический сад. По легенде, царь Вахтанг Горгасал заметил, как раненый олень (или фазан) выпил этой воды и выздоровел. И на этих теплых источниках был построен “Теплый город”, то есть Тбилиси.
Впоследствии у реки было построено множество бань. Их строили и грузины и персы и турки. В XVII веке путешественник Эвлия Челеби записал так:
В восточной части Большой крепости из недр земли течет такая горячая вода, что можно сварить голову и ноги овцы. Это полезные горячие источники с [построенными над ними] куполами.
Позже Иосиф Гришашвили сказал: “Не побывать в них – все равно что приехать в Париж и не подняться на Эйфелеву башню”. За этот рекламный слоган именем Гришашвили названа улица, идущая мимо бань.
Бани стали элементом местной культуры. Они представляли собой большие полуподвальные помещения, крытые каменным куполом с окном. В самой бане легкий полумрак, сверху падают косые лучи света, блестят изразцы и мрамор. Здесь можно полежать в бассейне с серной водой – холодной или горячей, здесь можно и мыться или делать массаж. Можно посещать баню в одиночку или группой, мыться в общем зале или в отдельной комнате. В последнее время в бани стали приглашать девушек, хотя это как бы не положено.
http://travelgeorgia.ru/292/ – там же описано, как себя вести в общем зале.
Пришли в баню, про которую Коба советовал, как самую хорошую – на кассе стоит классическая мадам, и классической же фразой обращается – “да, дорогой…”. сказала, что сейчас номера свободного нет будет через 20 мин. решили некуда не мотаться, посидели, выпили пива на месте.
Мы взяли на час индивидуальный номер – это предбанник, в котором можно раздеться (и надо было взять туда пиво, но мы не взяли 🙁 ) и, собственно банная комната – бассейн, в который течет горячая серная вода,
место для массажа (можно было заказать массажера) и душ с обычной водой.
Лене, учитывая ее клаустрофобию, усугубляемую спертым воздухом баня УЖАСНО не понравилась. Наверное, ошибка была в нехватке пива. A мне понравилось очень.
Разбитые ноги Лены на следующий день чудесным образом зажили
После 11 часовой дороги расслабиться там – самое то.