Дни 11,12,13. Гоптэ (Gopte) 3400 м – Кутумсанг (Kutumsang) 2480 м – Катманду – Тель Авив

Фото Алика

Непал. Оглавление

День 11. Гоптэ (Gopte) 3400 м – Кутумсанг (Kutumsang) 2480 м

Вот и наступил последний день пешей части нашего похода. Предстояло пройти еще 14 последних километров и спуститься на 1000 метров до деревни Кутумсанг, откуда нас должен был забрать джип. Отойдя немного от Гоптэ, кинули последний взгляд на перевал от озера Госайкунда. Он казался очень далеким и ужасно высоким, не верилось, что еще вчера мы были на этой недосягаемой высоте.

С этой стороны перевала выглядел абсолютно без снега, хотя со стороны Госайкунда снег начинался где то с высоты 3500 м

Фото Саши

Утром было еще довольно холодно и на траве лежал иней. Сначала мы подумали, что это какая-то разновидность местной беловатой травы, пока не рассмотрели ее поближе и не поняли, что вся она покрыта утонченными ледяными узорами.

Чуть ниже, где климат потеплее, на склонах по сторонам тропы стали появляться гроздья красивых мелких светло-фиолетовых цветов. Постепенно их становилось все больше и больше, пока они не слились в почти сплошной обалденно-лиловый ковер.

Мы надеялись что крутых подъемов больше не будет, но ошиблись. После спуска из Гопте пришлось забираться на перевал Thade Pati (3690), на котором стояли те самые “чайные домики” на которые мы ориентировались вчера.

Останавливались на чай в лодже Lama Guest House, который находится немного не доходя до местечка под названием Magingoth. Лодж поразил нас своей ухоженностью и чистотой. И в других лоджах грязно не было, но здесь чистота бросалась в глаза. Во дворе перед лоджем разбит небольшой травяной газончик, а вдоль забора посажены декоративные деревца. Внутрь мы не заходили, но снаружи он выглядел на все 7 звезд. Рядом для контраста стоял заброшенный лодж Darjeeling. Этот привал запомнился еще тем, что мы впервые попробовали тибетский чай (часуйма) – соленый, с молоком и маслом яка. Интересный напиток, но как и чай масала со специями, на любителя.

Фото Славы

Белорусы, как обычно отправились в путь раньше всех, чтобы “не идти по жаре”. И Женя, как обычно отставал от них, хотя нужно отметить, что он уже здорово окреп, и нам в этот день не удалось догнать его (что нас немного расстроило). Чтобы Женя не потерялся, белорусы на каждой развилке писали на земле для него записку со стрелкой в нужном направлении. Ну и мы тоже поиграли в казаки-разбойники и с азартом искали эти стрелки.

Фото Паши

Видимости вокруг почти не было, все затянуло туманом, который периодически немного рассеивался и снова наползал на нас, превращая джунгли вокруг в заколдованный лес. Иногда сквозь туман пробивался луч солнца и серый склон внезапно расцветал яркими красками. Зеленые деревья, переплетающиеся лианы, странные артефакты, кучки камней, статуи будд и черепа западных туристов выглядели еще более сказочно в тумане.

Фото Алика

Фото Саши

Уже недалеко от Кутумсанга мы заметили, что вершина одного из деревьев подозрительно шевелится и вниз сыплются ветки. Мы решили не приближаться и остановились понаблюдать на безопасном расстоянии. Оказалось что там сидит какой-то мужик и обрубает ветки национальным непальским мачете – кукри. Мы так и не смогли понять зачем он это делал. Первой мыслью было, что он заготавливает веники для бани. Но никаких бань на своем пути мы к нашему глубокому сожалению не встречали. Пытались выяснить этот вопрос у наших проводников, но так ничего не добились.

На входе в деревню Кутумсанг пришлось остановиться у армейского пропускного пункта, где у нас проверили пермиты на посещение национального парка Лангтанг. Подозрений мы не вызвали и спокойно продолжили наш путь. Рядом с военной базой, на пригорке расположилась ступа, у подножия которой было размечено футбольное поле. Нас искренне порадовало такое сочетание духовного и физического развития солдат непальской армии.

Фото Паши

Дойдя до лоджа Yak, в котором мы должны были остановиться, встретили белорусов, которые сообщили нам, что все лоджи забиты и ночевать придется на улице. Они с трудом сумели договориться о ночлеге для себя в одном из лоджей, но для нас выбить места уже не получилось. Хорошо, что с нами был Прим, который быстренько договорился с хозяйкой и места для нас нашлись. Правда для этого Алику, Паше и Славе пришлось поселиться в кладовке, где хранились одеяла, матрасы и прочий хлам. И спать им пришлось всем вместе на сдвинутых кроватях, которые занимали всю комнату и образовывали гигантское ложе для шведской семьи.

Прим позвонил в агентство и договорился насчет джипа. Машина агентства была занята и нам предложили какую-то другую, за подороже. За дорогу в Сябру Беси мы заплатили 120$, а теперь попросили 160$. Ну выбора у нас особого не было, да и речь шла о незначительной разнице в цене. А вот у белорусов пока не было на чем ехать обратно, и мы начали прикидывать, как можно всем разместиться в одной машине. Тут в деревню приехал рейсовый автобус и ребята смогли забронировать себе места на завтра.
По результатам похода выдали премию портерам. Сбросились по 2000 рупий и со словами благодарности (искренней) вручили их Приму, чтобы он уже распределил между всеми – мы заранее выяснили, что это так принято. Получилась весьма солидная премия в размере 30%.
Вечер провели за воспоминаниями о походе. Было весело, но и немного грустно, что все заканчивается.
Слава устроил допрос интервью с записью на видео нашим белорусским друзьям. Выпытал расспросил обо всем, начиная от рождения и до планов на будущее. Ребята держались стойко, отвечали на вопросы подробно, не увиливали.

Ночью ночевавшие в кладовке Алик, Славик и Паша выяснили, что их от кухни (она же хозяйская спальня) их отделяет очень тонкая перегородка, через которую не проходят разве что тактильные ощущения. Они были в курсе всего, что происходит на хозяйской половине. Когда кормили грудью младенца, Паша, специалист по грудному вскармливанию, сразу определил, что ребенок сосет левую грудь. Под утро, когда на кухне начали готовить завтрак, ребятам казалось, что все происходит прямо у них в комнате.

День 12,Кутумсанг (Kutumsang) 2480 м – Катманду

Утро выдалось длинным, наш джип все не ехал. Прим сказал, что водитель выехал их Катманду накануне и заночевал в дороге. В течение примерно двух часов Прим утверждал, что водитель приедет минут через 20. За это время мы проводили белорусов, которые благополучно отбыли на рейсовом автобусе, в котором у половины сидений были только каркасы.

Фото Вити

Наконец приехал наш джип. Это была индийская Tata. Мы быстренько загрузили рюкзаки на крышу, а сами набились в салон – нас пятеро, трое портеров и водитель. Мы сказали “поехали”, но ничего не произошло. Джип не заводился. Водитель, как это у них водится, несколько раз поворачивал ключ зажигания, потом вышел из машины и обошел ее кругом, пытаясь понять в чем дело, затем открыл капот и начал там что-то подкручивать – в общем известный современный шаманский танец с бубнами.

Фото Славы

Алик, служивший в армии водителем-испытателем, пытался дать дельные советы но его никто не слушал. Вокруг машины собрались все деревенские мужики и тоже давали советы. Мы начали изучать карты и подсчитывать, сколько идти пешком до Катманду. Напрямую получалось совсем немного, километров 50.

Но вот, несмотря на старания шофера и советы доброжелателей, джип все же завелся! Местные жители показали, где проходит новая дорога, которая лучше той, по которой приехал наш водитель. Мы с ними тепло распрощались и выехали в направлении Катманду. Водитель уверенно сообщил нам, что ехать нам примерно три часа, а по новой дороге и того меньше. Новая дорога действительно была очень новой, только что пробитой в горах, усыпанной камнями и ухабами и труднопроходимой даже для джипа.

Подпрыгивая на кочках и стукаясь головами о крышу машину, мы пытались представить себе, что же представляет из себя старая дорога, которая хуже, и по которой уехали белорусы на рейсовом автобусе.
Попетляв пару часов по новой дороге, мы наконец выехали на трассу федерального значение, которая была лишь не намного лучше. Наши надежды на то, что по трассе мы поедем быстрее, не оправдались. Джип ни в какую не хотел ехать быстрее 20 км/ч. GPS в конце пути показал, что наша средняя скорость была 17.1 км/ч! Алик пытался убедить водителя прочистить воздушный фильтр, но его экспертное мнение было проигнорировано.

Но скорость это еще полбеды. Водитель ехал по какому-то своему маршруту. Когда наши GPS показывали, что надо сворачивать направо в Катманду, он упрямо продолжал держаться левее. Прим на наши вопросы отвечал, что водитель опытный и лучше знает, как доехать быстрее. Мы должны были въехать в Катманду с севера или с северо-востока, а в результате объехали его по широкой дуге и въехали почти с юга. Вместо обещанных 3-х часов поездка заняла 6.5, с учетом остановки на обед. Мы обедать не хотели, но Прим сказал, что им с водителем это просто необходимо и место в котором мы остановились славится лучшим даль батом в округе. Тут мы начали понимать смысл странных маневров водителя. Хорошо еще, что эта знаменитая на всю страну дальбатная не находилась в другом конце Непала. Могли вообще не добраться в этот день до Катманду.

Фото Вити

Злые и уставшие добрались наконец до гостиницы. Остановились там же, где ночевали по дороге туда. Но заранее договорились о номерах с видом во двор, чтобы веселый шум ночного города не мешал нам спать.
Быстренько приведя себя в порядок, отправились в ресторан Katmandu Steakhouse, где мы договорились встретиться с белорусами, чтобы отметить окончание похода. Все соскучились по хорошему, да вообще по любому, мясу и назаказывали самых дорогих блюд, которые были в меню. Благо самый шикарный фирменный Katmandu Signature стейк стоил 2700 рупий (27$). Мяса все поели с огромным удовольствием, но честно говоря, блюда не произвели на нас большого впечатления – так, на твердую четверку.

После плотного ужина отправились в поход по магазинам за подарками детям и женам, с нетерпением ожидающим нас дома. Мы не были оригинальными и покупали, то же, что и все туристы покупают в Непале: кашемировые платки, чай, ножи кукри и разные мелкие сувениры, которые похоже одинаковые во всех странах мира и завозятся из Китая.
Вернувшись с шоппинга, продолжили отмечать окончание похода с белорусскими друзьями. Они принесли пакет разных фруктов, а мы откупорили бутылку виски, которую Паша запретил брать в поход и которую пришлось оставить на хранение в агентстве.

День 13. Дорога в домой
Машину до аэропорта мы сняли в гостинице и доехали без приключений. В аэропорту успели потратить оставшиеся рупии на какие-то мелочи. Самолет вылетел без опоздания и о полете до Стамбула писать особенно нечего. Смотрели фильмы и спали. К Стамбулу подлетели с опережением графика, но перед посадкой немного полетали кругами, так как в аэропорту была пробка и нас не могли посадить. В результате сели вовремя. До самолета в Тель Авив времени было немного, поэтому с Аликом, которому нужно было ждать самолета в Москву несколько часов, попрощались наспех. Через пару часов нас уже встречала родная жара Израиля. В аэропорту нас встретили с оркестром любимые жены и наскоро поцеловав разобрали по домам, почти сразу определив под слоем щетины, где чей.