На прошлых выходных мы, три отца, оставили своих жен отдыхать, взяли детей и пошли с ними в поход по маршруту нахаль Рахаф. Маршрут начинался с подъёма на фуникулёре на Мецаду и я вспомнил, что к Мецаде (вернее к её известности) я (вернее моя семья) имею непосредственное отношение.
Впрочем, всё по порядку.
Наш предок Иуда Лейб Ламдан жил в местечке Млынов Дубенского уезда. Фамилия Ламдан была довольно распостранена в этом уезде, однако же в переписи евреев Млынова за 1850 Ламданов не найдено. Можно предположить что предки Иуды Лейба Ламдана переехали в Млынов позднее.
Вот что писал о нем в Книге Памяти Млынова его внук, Иосиф Литвак :
Прилежный ученик, богобоязненый, прямолинейный, любящий божих созданий и любимый ими, бегущий от почета и почитаемый всеми жителями местечка включая христиан.
До первой мировой войны более или менее зарабатывал содержанием бакалейной лавки, которой управляли его мачеха и его дочери. Во время войны лавка была разорена и сожжена.
Между двух мировых войн зарабатывал тем, что в базарные дни его дом служил рестораном для приезжих торговцев евреев. Иногда и оставался ночевать посреди недели кто то из гостей.
Во время первой мировой войны один из его сыновей был убит бандами генерала Деникина, другой сын, Ицхак Ламдан эмигрировал в Палестину. С ним в доме (он овдовел в 1917) осталась одна из его дочерей с мужем, бездетные.
Всю свою жизнь он посватил работе Господней. В 4 часа утра, зимой и летом - он вставал и начинал с молитв - Теилим и Карбанот. Потом учил Гмару. В 8 утра он шел в синагогу к молитве Шахарит и был там до 12 часов занимаясь молитвами и учебой. После скудного обеда немного отдыхал и возвращался к учебе. Потом опять шел в синагогу на Минху, вечернюю молитву и совместное обучение.
Возвращялся поздно, легко ужинал и опять учился до полуночи. Только когда сильно болел и был прикован к постели, он не ходил в синагогу.
Никакая плохая погода - бури, дожди, слякоть и грязь не мешали ему каждый день посещать синагогу, даже в возрасте за 70 лет.
Его чтение Торы, пение молитв, никого не оставляли равнодушным, были полны чуств и внушали трепет в каждом сердце.
Несмотря на трудности и личные страдания, он никогда не жаловался и принимал свою судьбу с любовью. Никто больше него не радовался на Симхат Тора и никто больше него не проливал искренних слез на девятое Ава.
Многие предпочитали идти именно к нему с вопросами о кашруте и с просьбой о справедливом суде. Даже пожилые гои очень уважали его и считали святым человеком.
рассудительный по отношению к каждому, взрослому и ребенку, трепетный и свободный.
Он был высшей морально этической инстанцией для многих и иногда выносил решения в делах людей и общества, вселяя мир в сердца людей.
Он дожил до преклонного возраста и умер в возрасте 76 лет за полгода до вторжения немцев.
|
Иуда Лейб Ламдан
Жену Иуды Лейба звали Хая Люба, она умерла во время Гражданской войны.
У них было 6 детей: Геня, Хана, Ицхак, Моше, Ривка Двора, Малка.
Моше был убит в 1919 деникинцами.
Моше Ламдан
Хана (1892-1942) была замужем за Шломо Шулмановым, они были убиты немцами в 1942 в Млынове
Ривка (Двора) (1889 – 1942) была замужем за Мордехаем Литваком, купцом из Киева. После революции он потерял состояние и они переехали в Млынов. У них было 2 детей – Иосиф (1917-2001) и Пнина (1913-2003).
Когда немцы приближались к Млынову, Иосиф на велосипеде успел уехать, скитался, попал в трудармию в Сибири. Там его нашел и вытащил из трудармии Лев Дикенштейн – родственник Бориса Кантора – мужа Гени Ламдан – тёти Иосифа. В это время в Сибири формировали из бывших граждан Польши “Армию Людову” – польскую армию, лояльную СССР.В 1945, попав с этой армией на запад, Иосиф дезертировал и убежал в Израиль. Его родители Ривка и Мордехай были убиты немцами в Млынове в 1942.
Двора Ривка Ламдан
Малка (??? – 1980) приехала в Израиль в 1926 , вышла замуж за – Шмуэля Манделькерна
Геня (1884 -1961) – моя прабабушка. Она вышла замуж за Бориса Кантора (где то около 1908), жили сначала в Барановке, потом, в 1924 г. переехали в Полонное – большой еврейский центр, где Борис был бухгалтером, а с 1934г жили в Житомире, где она и умерла в 1961. Вот что рассказала Фрида Кантор, её дочь и моя бабушка:
Ламданы имели в Млинове магазин промтоваров.Яков Кантор ездил в Ровно за товарами и отцы договорились о свадьбе. Выдали Геню Ламдан за Бориса Кантора.
После присоединения Западной Украины Геня Ламдан ездила к отцу Лейбу, матери уже не было в живых. Вскоре после этого визита он умер - в 1939 г.
А вот, что добавила внучка Гени, Люба Розенберг:
Теперь о семье бабушки. У них была лавка. Торговали всем. Бабушкину маму звали Люба. Она умерла от рака груди. Папу звали Йуда-Лейб. Бабушка Геня была очень красивой. Она умела шить, она могла сшить все от батистовой рубашки до пальто и связать от тончайших кружев до носков, свитеров. Шерсть пряла сама. Моня называл ее Голда Меир. Она была очень умной, разбиралась в политике, во всем. Она шила себе из залежалой ткани, ходила по лавке и сразу все покупали это. Она была законодательницей моды в Млинове.
Геня Ламдан
Ицхак (1899 – 1954 ) переехал в 20е годы в Израиль, стал известным поэтом.
Приведу статью из электронной еврейской энциклопедии:
ЛАМДА`Н Ицхак (1899, Млинов, Волынь, – 1954, Тель-Авив), израильский поэт. Писал на иврите. В доме состоятельного отца получил традиционное еврейское и светское образование, но с начала 1-й мировой войны вел с братом (погиб затем при погроме) бродячий образ жизни. В 1918 г. вступил добровольцем в Красную армию, однако, разочаровавшись в ней, бежал в Млинов, занятый поляками, учительствовал в местной ивритской школе и выступил впервые в печати со стихотворением в «Ха-Шиллоах» (1918). В 1920 г. выехал в Эрец-Исраэль, работал на строительстве дорог, на сельскохозяйственных фермах, публиковал в различных журналах стихи, в которых пророческий пафос и библейская лексика, воспринятые от Х. Н. Бялика, и эмоционально напряженные экспрессионистические образы служили воплощению халуцианского энтузиазма. Написанная белым стихом эпическая поэма в шести песнях «Масада» (1927) утвердила за Ламданом прочную славу выразителя чаяний третьей алии, принесшей с собой скорбную память о бессмысленной гибели зверски убитых соплеменников и неверие в возможность для евреев обрести полную свободу вне Эрец-Исраэль, даже в обществе, преображенном революцией. Строки о ностальгической тоске по утраченному на Украине дому и о революционных потрясениях служат прологом к цепи сцен самоотверженной защиты евреями крепости, не сдавшейся римлянам и после падения Иерусалима в 70 н. э. В поэме крепость Масада символизирует Эрец-Исраэль — последний оплот разрушенных еврейских общин Восточной Европы, который не падет никогда. В менее риторичных лирических стихах, вошедших в сборники «Ба-ритма ха-мешуллешет» («Тройная сбруя», 1930) и «Бе-ма‘але акраббим» («Путем скорпионов», 1945), а также составивших цикл «Ми-ширай ше-ме-‘эвер ла-даф» («Из моих стихов на обороте листа», 1951), Ламдан остается верен идее, что личное начало должно быть подчинено целям национального возрождения. В 1933–54 гг. Ламдан издавал литературный журнал «Гильонот», независимость и ведущее положение которого в ряду подобных изданий ревностно оберегал, не допуская влияния в нем каких-либо группировок, даже идейно близких издателю. В собрание сочинений Ламдана «Кол ширей Ицхак Ламдан» («Все стихотворения Ицхака Ламдана», Иерусалим, 1973; предисловие Шим‘она Галкина) вошли и неопубликованные произведения поэта.
|
А Стив Исраэль в «Заметках об израильской культуре» пишет:
Главными героями древности считались Маккавеи, защитники Массады и Бар-Кохба, вдохновившие авторов на создание многочисленных стихов, рассказов, пьес и зрительных образов. Миф о Массаде приобрёл широкую популярность после того, как в период страшных погромов в Восточной Европе в начале 20-х годов поэт- сионист Ицхак Ламдан написал поэму "Массада". Начиная с этого времени, история Массады легла в основу культуры молодёжного движения раннего сионизма( смотрите продолжение очерка).Тысячи молодых людей в суровых условиях поднимались на Массаду для того, чтобы доказать своё право быть частью сионистского общества в ишуве, тем самым подтверждая влияние искусства на жизнь людей.
|
Ицхак Ламдан
Вот такая моя связь с известной крепостью.
На прощанье, учитывая просьбы после прошлого рассказа - дерево:
Иуда Лейб Ламдан (1864 - 1940, Млынов)
Хая Люба ( ... - 1917, Млынов)
Моше Ламдан (... - 1919)
Малка Ламдан (... - 1980, Израиль)
+ Шмуэль Манделькерн
Иосиф Даган
Ицхак Ламдан (1899, Млынов - 1954, Тель Авив)
+ Ани Бельгаймер (Германия)
Яэль Ламдан
Двора (Ривка) Ламдан (1899, Млынов - 1942, Млынов)
+ Мордехай Меир (Мотл) Литвак (1881, Новоград Волынский - 1942, Млынов)
Иосиф Литвак (1917 - 2001)
Пнина Литвак (1913 - 2003)
Геня Ламдан (1884, Млынов, 1961, Житомир)
+ Борис Кантор (1883, Барановка - 1969, Житомир)
Фрида Кантор (1924, Полонное) ныне живет в Чикаго
Любовь Кантор (1924, Полонное) ныне живет в Израиле
Роза Кантор (1910, Барановка - 1976, Житомир)
Полина Кантор (1908, Барановка - 1994, Москва)
Ида Кантор (1915, Барановка - 1970, Житомир)
Лиза Кантор (1915, Барановка - 1963, Житомир)
Хана Ламдан (1892, Млынов - 1942, Млынов)
+ Шломо Шульман (1890 - 1942)
|
и источники:
- Перепись населения Млинова, уезд Дубно, 1850 г.
- Книга Памяти, Млинов-Марвиц, под ред. Ицхака Загельмана, Хайфа, 1970
- Письмо Фриды Кантор и Соломона Журахова
- Интервью с Любой Кантор
- Интервью с Любой Розенберг
- Интервью с Меиром Литваком