Киото, чайная церемония, гейша

До чайной церемонии оставалось немного времени и мы пошли гулять. Вспомнили, что с большой улицы видели ворота еще одного храма, и пошли туда. Красиво. Нет, серьезно, это день был полон ощущения красоты и особенной атмосферы гораздо больше чем все остальные дни. Фонарики, красноватые в сумерках (и ярко красные в свете фонарей) клёны. Ярко красный храм.

Как и возле каждого храма – прилавок с продавцами счастья

Вышли к прудику. Оттуда пошли в сторону. как потом оказалось это квартал Хигашияма, т.е. случайно в этот первый день в Киото мы прогулялись по самым красивым его улицам. Шли по пустынной улице, между храмов и ресторанчиков, красных деревьев и рикшей (да, да – одетые в черное, жилистые парни, готовые покатать вас в коляске).

В это день погода нас решила испытать на прочность – холод, плюс ветер и моросящий дождь – все это, возможно добавляло в плане атмосферы, но отнимало все ресурсы организма, и если бы не виски – мы бы пали смертью храбрых прямо там, на узких улочках Гиона…. В какой-то момент мы зашли в кафе греться, сдвинули столики, заказали горячие (не горячительные!) напитки и просидели там все время, оставшееся до начала чайной церемонии.

На чайную церемонию мы пришли одними из первых, до нас пришли только трое людей средне-пенсионного возраста, как потом оказалось, из Хадеры. Узнав, что мы земляки, они очень обрадовались. Церемонию вела ученица, рядом с ней сидела наставница и давала нам необходимые пояснения на английском языке. Сначала они показали нам схему церемонии (что и как крутить, протирать и складывать), потом раздали чайники с горячей водой, и каждый посетитель начал готовить чай для себя. Сама процедура несложная, но очень уж многоступенчатая. Некоторые трудности вызвало взбивание чайного порошка с водой в густую зеленую пену, и те, кто совершал не возвратно-поступательные, а вовсе даже круговые движения, пены так и не увидел… В ходе церемонии выяснилось, что большинство кажущихся ненужными действий, имеют простое объяснение. Например, повороты чашки по часовой стрелке не то на девяносто, не то на сто восемьдесят градусов перед передачей ее соседу делаются из гигиенических соображений, чтобы каждый касался чашки губами по возможности в разных местах, а угощаемый чаем гость мог лицезреть ее красоту и чистоту. Чай этот был не обычный из чайных листиков, а из зелёного порошка, очень горький.
В церемонии кроме туристов участвовали две японки в кимоно, как оказалось – ученицы.
Вообще как нам объяснила наставница (японка лет 40 с прекрасным английским), японцы сами не все разбираются и иногда ходят на курсы чайной церемонии. Она же после церемонии ответила на вопросы диких гайдзинов типа

как пройти в библиотеку

как рукава кимоно можно использовать в качестве карманов.

После чайной церемонии мы вышли голодные и сосредоточились на поисках еды. Еды в Гионе много, но вся она расположена так, что заглянуть в ресторан и оценить атмосферу, а тем более посмотреть меню, не представляется возможным. Чаще всего с улицы видно только длинный узкий коридор, уводящий куда-то вглубь дома, а уж есть ли там меню, или тебе просто дают понемножку всего, что есть на кухне – одному богу известно.

На большей части ресторанов в Гионе на английском ничего не написано. Совсем ничего. И картинок нет. Белый фонарк, на белой тряпке над входом одно слово на японском – и всё. Но на одном из ресторанов я заметил надпись “окономияки” на английском и потащил своих попутчиков туда. Про окономияки незадолго до поездки я прочёл рассказ в ЖЖ и мне интересно было их попробовать. Ресторан специализировался на окономяки (омлеты в которые кладется всё, что есть в доме) и теппаняки – мясо, зажаренное на металлической плите “теппан” (ну, вроде такой стол из металла, который нагревается снизу). Ресторанчик был маленький, буквально на три столика, а за стойкой скучал молодой симпатичный парень. Увидев нас он приободрился и вручил нам меню на английском, но без единой картинки.

Почесав репу, мы заказали несколько порций окономияки и, в дополнение, (голод заставил нас совершить страшную ошибку!) несколько порций теппаняки. Парень начал что-то активно смешивать и резать, и через какое-то время на жаровню в центре нашего столика шлепнулись несколько большущих омлетов. Из омлетов в разные стороны торчали куски зеленого лука, мяса и даже, кажется, макарон. Поедать их надо было не мешкая – они неумолимо подгорали на жаровне, поэтому мы радостно приступили. Сначала мы просто мели все подряд, потом начали выковыривать менее аппетитные ингредиенты (“прекратите выбирать картошку, жрите все подряд” – строго указал Дима).

Только нам удалось справиться с окономияками, как на жаровню плюхнулся алюминиевый подносик с мелко нарезанными мясом и луком. Тяжело вздохнув, и с надеждой посмотрев на Махсана (“пей, Вася!”), и не увидев энтузиазма в его глазах, мы растащили все палочками по своим тарелкам. Но это был еще не конец, и нам принесли еще пару таких же подносиков. Мы плакали, но ели, поскольку советское воспитание и членство в обществе чистых тарелок не позволяло нам поступить иначе. Мы с Леной ругали друг друга и рвали на себе волосы за то,что не додумались заказать одно меню на двоих (кажется, умные Гершковичи так и сделали).

По дороге в гостиницу на одной из улиц Гиона рядом с нами остановилось такси. Из подворотни к нему засеменила майко. Да, да, настоящая майко, ученица гейши, с лицом, покрытым мелом. Скорее всего она ехала по вызову к клиенту. Проходя возле нас к машине она вдруг остановилась, посмотрела на Махсана и жестом предложила ему сесть в такси рядом с собой. У нас у всех открылись глаза и опустились челюсти. И одновременно мы:
– “Подходим ближе” – толкнула меня в ребра локтем Алёна
– “Камеру доставай” – зашептала мне Лена
– “Будем ждать в том кафе, где грелись” – быстро сориентировался Дима
– а я потянулся за камерой.

Камера путалась в ремешках, замерзшие пальцы не слушались, колёсико повернулось на не тот режим. Я успел сделать только один кадр.

Испуганный Махсан залазит в такси

Через час в кафе появился Махсан. Вид у него был странный и отрешенный.”Что там было? как ты спасся? – каждый лез и приставал, но спасённый только трясся и чинарики стрелял.” Мы до сих пор не знаем, куда он ездил с майко и что там делал, а сам он на эту тему говорить отказывается и только улыбается загадочно…

Задумчивый Махсан после встречи в кафе

Обратно шли под дождём по узким улочкам Гиона и Понточо. Может, было и красиво, только мы, продрогшие и уже сильно подмокшие, этого не помним. Периодически приходилось останавливаться и проводить виско-профилактику от гриппа, разбавляя лекарство купленными в автомате горячими напитками.